Одни страстно стремятся оказаться в его центре, другие страдают от его нехватки,
третьи стараются его не замечать, четвертые бегут от него, как черт от ладана.
Внимание - один из феноменов, который человечество до сих пор так и не удосужилось
толком изучить, поглощенное дележом земных богатств, искоренением терроризма
и клонированием всего, что попадется под руку. Негласный лозунг покорения природы
(мира, окружающего пространства, материи, соседей… - нужное подчеркнуть) как
задачи номер один настолько захватил нашу цивилизацию, что разбираться в самих
себе нам просто недосуг.
Между тем внимание стоит того, чтобы в нем разобраться. Более того, внимание
- это, пожалуй, главное, чем вообще обладает человек. Или не обладает. Это уж
кому как повезет.
Современные словари определяют внимание как "сосредоточенность и направленность
психической деятельности на определенный объект". Как и большинство определений,
рожденных марксистско-ленинской наукой, это - определение неизвестного через
непонятное. Тем не менее, альтернативных определений я давать не берусь. Не
потому, что не умею (учебные заведения всех видов и мастей много лет тщательно
и довольно успешно вдалбливали этот навык). А потому, что любое определение
опасно:
во-первых, оно ограничивает определяемый объект набором фраз и образов, которые чаще всего не вполне адекватны.
Во-вторых, оно создает иллюзию понимания: "Ну, конечно же, экстра-синхро-пупер-кляк - это интегрированный мопсель в противофазном состоянии антиоксидантного шнопселя. Ежу понятно!"
В-третьих, оно освобождает от необходимости думать, рассуждать, докапываться. В самом деле, зачем в тысячу первый раз изобретать велосипед? И без нас уже умные люди постарались.
Тем не менее, я все же хочу попытаться немного подокапываться. А там, глядишь,
и определение появится.
Первые два образа, всплывающие перед моим внутренним взором при слове "внимание"
- это певец с микрофоном на сцене перед орущей толпой фанов и эзотерическое…
упражнение не упражнение, тренинг не тренинг… в общем, некое действо под условным
названием "линза". Где-то там, на заднем плане сознания, маячит еще
строгая учительница с длинной указкой в руках перед замершими за партами первоклашками,
но об этом позже.
Поскольку толпы фанатов, болельщиков и просто поклонников все без исключения
хоть раз в жизни видели - если не воочию, то хотя бы по телевизору, начну с
"линзы". Внешне это действо организуется очень просто. Несколько сотоварищей
садятся рядом на небольшом расстоянии друг от друга, образуя контур собирающей
"линзы". В фокусе этой же "линзы", лицом к остальным собравшимся,
располагается один человек. (Понимаю, что школьный курс физики большинство уже
давно и благополучно забыли, посему напоминаю: собирающая линза - это выпуклое
прозрачное тело, собирающее проходящий через него пучок света в точку; фокус
линзы - та самая точка, в которой лучи собираются).
Сидящий в фокусе старается, не напрягая глаза и не фиксируя взгляд ни на ком
конкретно, видеть одновременно всех сидящих перед собой людей. А остальные участники
мероприятия просто смотрят "фокуснику" в глаза. Единственное, но очень
важное условие - не концентрироваться на правом или левом глазе, а смотреть
в оба сразу. И это - все. Глаза в глаза. Полная тишина. Полная неподвижность.
Никакого экшена. Но начинает происходить такое…
Описание ощущения физического дискомфорта, который возникает у тех, кто расслабленно
смотреть то ли разучился, то ли никогда и не умел (напряжение в глазах, жжение,
слезы и пр.) опускаю, поскольку не в нем дело, и он быстро проходит.
Ощущение дискомфорта психологического гораздо интереснее. Странная штука: через
некоторое время начинает казаться, что знаешь и понимаешь о человеке, сидящем
в центре, нечто необыкновенно важное. Начинаешь чувствовать его, как самого
себя. Маски, личины, защитные коконы спадают, растворяются на глазах. И весь
он - как на ладони. Откуда же тогда психологический дискомфорт? Да ведь лезть
человеку в душу - неприлично! Прикасаться к чему-то более глубокому, чем поверхностные
(и, как правило, скучные) роли, которые мы неустанно играем друг перед другом
- нельзя! Кто сформулировал эти негласные запреты и внедрил их в наше сознание
- тема отдельного разговора, но они - действуют.
Для тех, кто преодолел эти два рубежа психологического дискомфорта, начинается
самое интересное. Пространство между контуром "линзы" и ее фокусом
вдруг становится живым. Оно дышит. Оно светится. Оно наполнено энергией. И человек,
сидящий в центре, начинает менять обличья. Жесткий бизнесмен с волевым лицом
может почудиться то отрешенным восточным воином, то каменной статуей, то - почему-то
- загнанным волком, обреченно глядящим из лесной чащи. А вместо тихой невзрачной
женщины с несложившейся личной жизнью и потухшим взглядом явится вдруг древняя
царица с сияющим ореолом волос - и такая невероятная, многовековая мудрость,
сила и достоинство во всем облике, что - боже ты мой, откуда это могло взяться?!
И - нет ответа. То ли мы в глубине своей - куда более удивительные и загадочные
существа, чем в постылой обыденной жизни. То ли фокусник-внимание может творить
и не такие еще чудеса… Только после "линзы" все так или иначе меняются.
У кого-то - посветлевшее лицо, будто умытое невидимым светом. Кто-то смотрит
на окружающих с недоумением, видя их - заново - в первый раз. А кто-то отстраненно
замыкается в себе, ибо что-то такое ему открылось, что нужно поскорее вытеснить
в подсознание и забыть.
Основные перемены происходят, конечно, с тем, кто находился в центре. В центре
"линзы" и в центре внимания. Кому-то участвовать в происходящем было
проще, кому-то - сложнее. Кто-то смог сразу открыться и принять идущие к нему
потоки, кто-то долго боролся с желанием сбежать или хотя бы закрыть глаза. Но
практически все говорят, что такого количества внимания и энергии не получали
за всю предыдущую жизнь.
И это - правда. Наша - технократическая, прозападная, европейская или еще Бог
знает какая цивилизация - это цивилизация невнимания. И дело не только в том,
что мы не обращаем внимания на самые главные, самые важные, сущностные вещи:
не разбираемся в вопросах жизни и смерти, не уделяем внимания людям, которые
находятся рядом с нами, собственным детям и родителям, лопающимся по весне почкам
на деревьях. Дело в том, что мы вообще практически не владеем своим вниманием.
То бишь не умеем им управлять. Концентрировать, удерживать, переключать. Неправда?
Простенькое упражнение, которое предлагал своим ученикам Гурджиев: положить
перед собой часы и, глядя на них, в течение пяти минут думать только том, как
вас зовут. Или о желтом апельсине. Или о фиолетовом слоне. Неважно. Важно -
ни на секунду не переключаться ни на что другое. Ну как? Вот и все доказательства.
И вот ведь парадокс: чем меньше человек умеет делать сам, тем больше он стремится
заполучить это от других. Не умеющие любить мечтают о том, чтобы стать любимыми
- причем нежно, преданно, страстно и непременно до гробовой доски. Не умеющие
внимать грезят о всемирной славе и популярности - ах, как хочется быть знаменитым!
Впрочем, ничего удивительного: когда на нас обращают внимание, мы получаем энергию.
А наш век - это век, ориентированный на потребление энергии. Все мы - потребители.
Чем больше, тем лучше. Всех видов и форм. Счастлив тот, у кого больше энергии:
в виде киловатт, денег, секса, еды, внимания.
Секс как способ получения внимания. Внимание как способ получения секса. Круговорот
энергии в природе… Как вы думаете, чем занимается женщина, "крутящая динамо",
то есть с помощью облегающей одежды или вызывающего поведения притягивающая
сексуальное внимание мужчин? Получает энергию. Не больше и не меньше. Аккумуляторы
ни к чему. Батарейка, которую можно подключить в любой момент, всегда при ней.
Нон-стоп подпитка. При соответствующих навыках можно даже обойтись без еды.
Но это так, частности. Приемов привлечения внимания - неисчислимое множество.
Чем виртуознее человек владеет ими, тем проще он получает доступ к прочим жизненным
благам. А поскольку качество внимания у значительной части наших современников
невелико, приходится брать количеством. Так и возникает тандем "артист
плюс толпа". Присутствие одного внимательного человека с лихвой заменяет
толпу невнимательных.
Говорят, Будда одним своим присутствием, одним взглядом, одним словом изменял реальность. Не потому, что он был светочем мудрости, воплощением Бога на земле или великим Аватарой. Просто он в результате длительных своих поисков истины научился быть настолько сосредоточенным и внимательным, что через него на мир смотрело Целое. И энергоинформационное поле в силу этого становилось столь интенсивным, что чудеса просто не могли не происходить.
Только где же на все пять миллиардов землян набрать просветленных? Вот и сбиваемся
в толпы. И отдаем свое драгоценное внимание, неповторимые мгновения своей жизни
тем, кто берет на себя смелость заявить: "Смотрите на меня, внимайте мне,
и я дам то, чего вам не хватает". И хорошо еще, если артист (или политик,
что почти то же самое) высокого уровня, и умеет создать групповой резонанс,
так что каждый пришедший к нему получает больше (энергии, эмоций, понимания,
осмысленности, наконец), чем вложил. Такое себе виртуальное предприятие, инвестиции
в которое прибыльны. А если нет (что чаще всего и бывает)? Тогда он просто помогает
орущей вокруг него толпе убить время. Потратить еще одну часть своей жизни впустую.
Все равно больше не на что…
Но еще - и это главное - он предлагает пищу для внимания. Он удерживает скачущее
с объекта на объект, поверхностное, слабое внимание современного человека на
одном процессе. И уже только за это ему можно сказать спасибо. И заплатить деньги.
Что мы все и делаем. Потому что внимание - это основной инструмент общения человека
с миром. И без него мы не люди, а так - биомасса с определенным набором поведенческих
алгоритмов.
Пища для внимания и личный жизненный опыт - сейчас самые дефицитные товары.
Продавая их, получают свои немалые дивиденды телевидение и радио, газеты и журналы,
кино и реклама. Средства массовой информации и индустрия развлечений избавляют
человека от необходимости самому быть внимательным к миру. Они внимают за него,
они перерабатывают поток информации и энергии, как кухонный комбайн, и подают
на блюдечке с голубой каемочкой выжимку, которую даже невнимательный человек
способен воспринять и переварить. Они производят эрзац эмоциональных переживаний.
Они создают иллюзию получения собственного жизненного опыта во время чтения
лав-стори звезд большого экрана или наблюдения за страданиями героинь мыльных
опер и душевными муками "последних героев". Они предлагают заменитель
жизни. Довольно успешно, к сожалению…
Есть ли этому альтернатива? Не обязательно же вместо коллективного телесеанса
усаживать всех друзей и знакомых, близких и дальних родственников в "линзу"
ради получения личного опыта, в самом деле? Не обязательно. Хотя опыт действительно
мог бы получиться - мало не покажется. Начинать можно с малого. Выберите одного,
самого близкого человека. Сядьте с ним лицом к лицу. И посмотрите друг другу
в глаза. Молча. Слова, как всегда, только мешают. Не буду рассказывать, что
при этом может произойти. Чтобы не создавать иллюзию (см. выше), что такой опыт
у вас уже имеется.
Неудобно вот так вот сразу, с человеком? Возьмите кошку. Цветок. Табурет. Просто
в этом случае вам придется напрягаться, чтобы удерживать внимание на выбранном
объекте. А глаза человека обладают такой притягательной, магнетической силой,
что все произойдет само собой. Если, конечно, один из вас не заблокируется от
общения. Выставить стену - это так просто… Смотришь в глаза, а там - стена.
Нет человека. Ушел в себя. Быть рядом, разделять жизнь, не прячась и не скрываясь
- это так сложно… Но только так начинаешь чувствовать себя живым.
А впрочем, зачем опять обращаться вовне? Сядьте перед зеркалом. И пообщайтесь
с самим собой. Глаза в глаза. Это может оказать гораздо сложнее, чем смотреть
на другого человека. Не удивляйтесь. От себя мы прячемся куда тщательнее, чем
от окружающих.
А потом, может быть, вам захочется быть внимательным к кому-то еще. Или просто
быть внимательным. И однажды все изменится, как по мановению волшебной палочки.
Потому что внимание - это мощный магический инструмент, создающий и разрушающий
миры, трансформирующий реальность и самого внимающего. И еще потому, что внимание
к миру, жизни, себе - это главная задача человека.
Физический, материальный мир не возможно представить без энергии и материи,
а психический - без внимания и образа.
Ярослава Сегал